Жизнестойкость
Что такое ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ?
Само понятие жизнестойкости было введено Сальваторе Мадди и его команда. Оно является одной из важнейших частей человеческого существования. У человека изначально заложена мысль, что его жизнь наполнена смыслом. Он знает, что может преодолеть все страхи и тревоги. И последующее существование складывается согласно этому предположению. Чтобы лучше понять, что такое жизнестойкость, можно привести пример из поведенческой терапии. Существует специальный психотерапевтический прием – клиент должен на один день представить, что все его проблемы решены, что он живет как успешный и состоятельный человек. После этого он действительно начинает вести себя по-другому – становится более уверенным в себе, мужественным и решительным.
Психология жизнестойкости позволяет справиться с отрицательным воздействием стрессовых ситуаций. Человек остается активным, сохраняет собственные убеждения. Мужество и жизнестойкость не всегда соотносятся с реальным положением дел. Мы можем обладать полной уверенностью, что события не выходят из-под нашего контроля, однако в реальности не влияем на ход жизни. Но жизнестойкость позволяет укрепить волю человека. Любая стрессовая ситуация будет восприниматься менее болезненно. Активность человека постепенно возрастает под воздействием этих убеждений.
Сальваторе Мадди замечает, что жизнестойкие убеждения не должны расходиться с реальным положением дел, как в случае с оптимистическими убеждениями. Ситуацию, когда тяжелобольной человек надеется на чудесное выздоровление, нельзя называть жизнестойкостью, ведь это не соответствует действительности. Однако если больной верит, что его усилия могут помочь в выздоровлении, что он должен многое сделать, многое успеть, то это уже является жизнестойкостью. Жизнестойкие убеждения по Сальваторе Мадди соответствуют условной конструкции – «если я…, то я могу…». К примеру, если я проявляю активность, то с большей вероятностью смогу найти в жизни что-то стоящее. Жизнестойкость личности дает возможность признать стресс, а не отрицать его. С ее помощью человек способен мужественно принять стрессовую ситуацию и даже извлечь из нее пользу. Не всегда мы можем повлиять на ход событий, но жизнестойкость положительно сказывается на саморазвитии.
Основы жизнестойкости
Суть жизнестойких убеждений составляет система мировоззрения о мире, о человеке и об отношении человека и мира. Жизнестойкость человека включает три основы: вовлеченность, контроль, принятиериска. Чем более выражены эти компоненты, тем меньше мы воспринимаем стресс. Человек перестает считать стрессовые ситуации значимыми, поэтому снижается напряжение.
- Вовлеченность – это убеждение, которое заставляет осознать, чем больше мы вовлекаемся в окружающий мир, тем больше шансов найти для себя что-то действительно стоящее. Если вовлеченность выражена мало, то человек будто выходит из жизни, чувствует себя лишним, отвергнутым.
- Контроль позволяет думать, что мы способны изменить ситуацию, если будем бороться. Противоположностью контролю станет беспомощность. Если чувство контроля выражено сильно, человек становится хозяином своей жизни. Он осознает, что сам выбирает свой путь, сам принимает решения.
- Принятие риска также можно назвать вызовом. Человек понимает, что любой опыт, негативный или позитивный, становится источником знаний. А эти знания влияют на развитие происходящего вокруг нас. Сильно выраженное принятие риска заставляет человека воспринимать жизнь как источник опыта. Он не считает, что безопасность и комфорт являются целью. Он может действовать на свой страх и риск, даже если нет гарантий на успешный исход любого дела. Получение знаний из опыта будет полезным в будущем – эти знания можно активно применять на практике.
Развитие основ жизнестойкости начинается с самого детства и продолжается до подросткового возраста. Однако, будучи взрослым человеком, тоже можно развить жизнестойкие убеждения. На выраженность компонентов оказывают огромное влияние отношения родителей и ребенка. Если ребенок ощущает поддержку и доверие, любовь и одобрение, то у него будет хорошо развит компонент вовлеченности. Если родители позволяют ребенку проявлять инициативу, учат его ответственности за свои поступки, дают самостоятельно справляться с задачами, то выраженным будет компонент контроля. А на развитие принятия риска влияет неоднородная среда, новые впечатления и эмоции, богатая палитра чувств. Сальваторе Мадди говорит, что выраженность трех основ жизнестойкости помогает справиться со стрессом, увеличивает работоспособность, позволяет сохранить здоровье.
Принцип работы жизнестойкости
Психология стресса показывает, что существует два способа, с помощью которых психологические факторы влияют на стрессовые ситуации. Первый способ – это оценка ситуации. Человек начинает задаваться вопросом, является ли стресс для него угрозой, сможет ли он побороть его. Второй способ – это воздействие на реакцию человека. Он влияет на поведение, на способ преодоления стрессовой ситуации.
Стресс возникает из-за многих факторов. Это может быть и врожденная слабость организма, подверженность заболеваниям, взгляды и убеждения человека, внешние факторы, умение индивидабороться со сложной ситуацией. Врожденная уязвимость и внешние обстоятельства чаще всего неконтролируемы, но развитие жизнестойкости позволяет смягчить их последствия.
Жизнестойкость оказывает влияние на оценку ситуации. Мы перестаем понимать стресс как нечто травматичное или опасное, ведь убеждения заставляют нас думать, что мы можем изменить ход событий, добавляют уверенности в себе. Жизнестойкость толкает нас на активные действия. Более того, убеждения помогают нам пойти на борьбу с трудностями. Именно жизнестойкость заставляет человека делать зарядку каждое утро, правильно питаться, ведь это способствует оздоровлению организма и дальнейшему благополучию. Так человек становится менее подверженным психосоматическим или хроническим заболеваниям, постоянные стрессовые ситуации оказывают на организм минимальное влияние.
При воздействии жизнестойких убеждений мы начинаем осознавать окружающую действительность с позитивной стороны. События становятся радостными и интересными, что характеризует вовлеченность. Мы берем ситуацию в свои руки и проявляем инициативу, что характеризует контроль. А также мы готовы к принятию новых знаний из опыта, что характеризует принятие риска.
Формирование жизнестойкости
В основе тренировки жизнестойкости лежит понятие, что убеждения не являются врожденными, а могут быть получены в течение всей жизни. Каждый человек может развить жизнестойкость. Тренировка преследует две основные цели:
- Глубокое осознание самого понятия стрессовой ситуации, нахождение путей решения любых сложностей, способов преодоления обстоятельств.
- Углубление трех компонентов жизнестойкости – вовлеченности, контроля, принятия риска.
Жизнестойкость Мадди совершенствуется тремя основными техниками:
- Реконструкция ситуаций. Здесь важную роль играет воображение. Задаются стрессовые ситуации, которые должны быть решены. Реконструкция позволяет понять, какие ошибки человек совершает при решении конфликта, как стоит поступать в том или ином случае, какие обстоятельства трактуются как стрессовые. При воссоздании стрессовых обстоятельств человек может самостоятельно найти пути решения, увидеть их последствия, как худший, так и лучший вариант развития событий.
- Фокусировка. Эта техника используется, когда невозможно прямо трансформировать стрессовые обстоятельства. На принятие правильного решения часто влияют скрытые и плохо осознаваемые эмоциональные реакции. Техника позволяет найти и выявить их. С помощью фокусировки вы можете научиться переформулировать стрессовые ситуации, использовать открывшиеся возможности для собственной пользы.
- Компенсаторное самосовершенствование. Здесь идет акцентирование внимания на другой ситуации, если трансформация стрессовых обстоятельств невозможна. Вторая ситуация должна быть связана с первой. Разрешение второй стрессовой ситуации даст стимул обратить внимание на то, что можно изменить.
Сальваторе Мадди совместил две методики – исследование жизнестойкости и здоровый образ жизни. Так была создана программа повышения жизнестойкости, которая называется HardinessEnhancingLifestyleProgram (HELP). Программа включает в себя:
- расслабляющие практики (работа с дыханиеми мышцами, способы согревания рук, использование методов биологической обратной связи);
- правильное питание;
- практика совладания (обучение решению проблем, исследование эмоциональных качеств);
- обучение коммуникации, развитие навыков общенияи социальной поддержки;
- обучение физическим упражнениям, позволяющим сделать деятельность более эффективной;
- избавление от вредных привычек(курение, переедание);
- контроль результатов на протяжении года с целью предупреждения рецидивов.
Хорошая жизнестойкость в психологии связана с хорошей регуляцией деятельности. Жизнестойкие убеждения должны быть отнесены к личностному потенциалу. Они приносят огромную пользу при планировании, когда необходимо ориентироваться в непонятной или новой ситуации, а также при возникновении сложностей, когда необходимо быстро выйти из кризиса без угрозы успеху деятельности.
На саморегуляцию воздействуют следующие механизмы жизнестойкости – работа с оценкой ситуации, выбор копинг-стратегий, то есть стратегий совладания и практики жизнестойкости. Более того, повышение жизнестойкости позволяет проще переносить стресс, т.к. оно связано со здоровым образом жизни. Человек психологически готов к неприятным ситуациям, они не повлекут за собой болезни.
Механизмы жизнестойкости могут отличаться на разных этапах деятельности. Во время планирования человек лучше воспринимает новую ситуацию, быстрее разбирается в ней, за счет этого высвобождаются ресурсы, позволяющие проще и глубже оценить ситуацию. Во время конкретизации цели мы получаем дополнительный стимул к действию. Также жизнестойкость – это возможность увидеть смысл в деятельности, возможность не потерять его или найти новый смысл.
Меню
Контактная информация Управления образования города Новороссийска:
Контактная информация Министерства просвещения Российской Федерации
Электронная почта | info@edu.gov.ru |
Сайт | edu.gov.ru |
Приемная +7 (495) 587-01-19
Справочная +7 (495) 539-55-19
Адрес: 127006, г. Москва, ул. Каретный Ряд, 2
Контактная информация Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
Электронная почта | info@minobrnauki.gov.ru |
Сайт | https://www.minobrnauki.gov.ru/ |
Справочная +7 (495) 547-13-16
Адрес: 125993 г. Москва, ГСП- 3, Тверская ул., д.11